0

JUST DO IT. История создания бренда NIKE 

Создатели бренда Nike познакомились в 1957 году в Университете штата Орегон. Билл Бауэрман был тренером по легкой атлетике, а Фил Найт студентом первого курса и бегуном на среднюю дистанцию.

После университета Фил поступил в Стэнфорд, в котором защитил курсовую работу на тему перспектив развития производства в Японии. Наверное, именно благодаря этой работе он проникся идеей сотрудничества с японскими производителями, решив, что экспорт недорогих кроссовок в США может стать хорошим бизнесом. В то время обычные дешевые кроссовки были неудобными и громоздкими, но стоили всего 5 долларов, ну или за 30 долларов можно было купить Adidas, но позволить его себе могли далеко не все.

В 1962 году Найт отправляется в Японию, где заключает контракт с Onitsuka Tiger, и уже в 1963 году первая партия кроссовок из Японии поступила на склад, которым на тот момент была прачечная родителей. Так появилась первая фирма Найта — Blue Ribbon Sports.

В 1964 Найт приглашает к сотрудничеству своего старого тренера Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнерства. Бауэрман и Найт вкладывают по 500 долларов в общее дело. Их бизнес строится на личных контактах — они продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам и тд, и уже в первый год зарабатывают на перепродаже свои первые дивиденты.

В 1965 году бывший соперник Найта по университетским забегам Джефф Джонсон становится первым штатным работником «Blue Ribbon Sports». На своем фургоне он ездит на соревнования по легкой атлетике и продает кроссовки Onitsuka Tiger спортсменам, а заодно изучает спрос – что нужно, кому нужно, и что хотелось бы поменять в обуви. И уже в 1966 году в первой мастерской Blue Ribbon Sports появляются изготовленные вручную марафонки, с новаторским нейлоновым верхом вместо классической кожи. Легкая обувь создана специально для бега и, в отличие от привычных материалов, не трескается на солнце.

В 1969 году дела компании идут вверх, она насчитывает 20 работников, несколько розничных магазинов и годовой оборот 300 000 дол.

В 1971 году Найт все еще работает в университете, в котором знакомится со студенткой Кэролайн Дэвидсон, девушкой, которая и создала знаменитый логотип Найк. Фил нанимает Кэролайн для разработки логотипа, основанного на идее постоянного движения. Кэролайн предлагает десятки вариантов, но ни один не нравится Найту, но в конце концов он выбирает swoosh. За свою работу Кэролайн Дэвидсон получила всего 35 долларов, однако позже основатель компании отблагодарил девушку — подарил ей часть акций Nike, а также кольцо с бриллиантами.

Бизнес начинает развиваться все активнее, Onitsuka Tiger это видят, и предлагают выкупить фирму. Также они лишают Nike эксклюзивных прав дистрибьютора в США. Ультиматум японцев приводит к судебному процессу, результатом которого стало решение что Nike должен торговать только собственной обувью.

В 1972 году на Олимпийских играх Nike представляет модель кроссовок Moon Shoe. Ее создал Билл Бауэрман, экспериментируя с резиной. Он использовал вафельницу жены для создания подошвы, которая стала впоследствии революционной благодаря плотному сцеплению с поверхностью и высокому уровню износостойкости.

В 1973 году Найт внедряет систему фьючерсов для розничных торговцев: продавцы получают хорошую скидку, если размещают заказы на полгода вперед. Это решение помогает лучше планировать производство, и в итоге приносит компании доход в 3,2 миллиона долларов.

Фирма Найта из небольшой мастерской становится крупным производством, и в 1974 году открывают свою первую полноценную фабрику в США, а в 1977 году открывают производство в Тайване и Корее.

Компания приглашает к сотрудничеству начинающих и знаменитых спортсменов, и на Олимпиаде в 1976 году большинство легкоатлетов США выступают в кроссовках Nike. Продажи идут вверх, и руководство Nike принимает решение по смене названия компании с Blue Ribbon Sports на Nike Inc.

В 1980 году беговые кроссовки Nike становятся самыми продаваемыми в США, обогнав по этому показателю постоянного лидера adidas.

К 1981 году число сотрудников Nike более 3000, а доход почти 458 млн дол. С ростом продаж компания не теряет свой индивидуальный подход к розничным продавцам. Для этого руководство создает службу технической поддержки «EKINs» для оптовой торговли, которая предлагает такой же высокий уровень сервиса, как и в начале работы компании.

В 1987 году по-настоящему громко заявила о себе технология Air Max, которую придумали еще в 1979 году, когда авиационно-космический инженер Фрэнк Руди предложил Nike использовать идею воздушной подушки в подошве. В отличие от классических резиновых трубок, она не спрессовывалась через несколько миль и оставалась мягкой и пружинистой надолго. И в 1987 году дизайнеры выпускают коллекцию Air MAX, особенность которой является прозрачное окошко на подошве, через которое видно амортизирующую подкладку.

Немного раньше, в 1985 году, руководство Nike подписывает контракт с новичком команды «Chicago Bulls» Майклом Джорданом. С приходом этого баскетболиста в Nike многое меняется — дизайн продукции, маркетинговые принципы, ассортимент. Впервые разрабатывается концепция новой коллекции Jordan, в которую входит и обувь и одежда.

Новые Air Jordan произвели настоящий фурор еще до старта продаж. Интерес подогревал факт, что Джордана оштрафовали за выступление в черно-красных кроссовках Nike на играх NBA. В то время все баскетболисты обували белую обувь, поэтому он сильно выделялся на их фоне. Комиссары NBA оштрафовали Джордана на 1000 долларов, и запретили надевать кеды Nike на игры. Компания Nike воспользовалась этой возможностью для рекламы. Бренд оплачивал Майклу Джордану все последующие штрафы, но обязал его выступать только в красно-черных высоких Air Jordan. За первыми Air Jordan последовали вторые, которые стоили уже 100 долларов, а не 65 как первые. Третьи Джорданы доверили  дизайнеру Тинкеру Хэтфилду, который в 1988 году создал знаменитые Air Jordan III, которые до сих пор считаются одними из самых любимых баскетбольных кроссовок всех времен. Уже в 1997 году Jordan становится отдельным брендом в составе Nike.

В 1988 году бренд запускает компанию «Just Do It». В ней задействованы известные спортсмены, которые рекламируют сразу отдельные коллекции Nike, а в 1990 году бренд становится мировым лидером по производству одежды и обуви для спорта и фитнеса.

В 1991 году Nike выпускает революционную модель для бега Huarache. В них используют особую технологию: носок из неопрена плотно облегает стопу, а полиуретановые вставки удерживают пятку. Кроссовки становятся бестселлером бренда и выпускаются до сих пор.

В штате Орегон открывается Всемирный центр Nike. Семь зданий, названных в честь знаменитых спортсменов, располагаются на 53 000 квадратных метрах площади. В этом же штате, в городе Портленд, открывается первый розничный магазин Nike Сity, в котором можно не только купить одежду и обувь любимой марки, но и зарядиться вдохновением для дальнейших свершений в спорте. Бренд выступает за здоровое соперничество, способствует развитию любительского спорта, помогает начинающим футболистам, бегунам, теннисистам и баскетболистам добиваться своих целей.

В 2000 году Nike разрабатывает новую концепцию спортивных кроссовок, подходящих для людей с разной формой стопы. Они называются «Presto» — это более легкая, гибкая и прекрасно прилегающая к ноге обувь с нетрадиционной размерной сеткой – XXS-XS-S-M-L-XL.

Через год бренд поддерживает инициативу – Lace up.Save Lifes, или «Шнурки во имя жизни». В магазинах бренда продаются фирменные красные шнурки, а часть средств от продажи товара идут во Всемирный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. На эти деньги закупаются медикаменты для спасения жизней. Часть средств отправляется в футбольное сообщество, которое также учит детей, как обезопасить себя от заражения СПИДом. Компания организует турниры и соревнования по всему миру, чтобы поддержать местную молодежь и помочь им встать на путь здорового и активного образа жизни.

В 2001 году компания меняет свои приоритеты в развитии, выводя на первый план товары для обычных людей, а не профессиональных спортсменов. По заявлению Nike, бренд стремится стать источником вдохновения для каждого спортсмена в мире. Спортсмен, в понимании Nike, — это абсолютно любой человек, независимо от физических возможностей и кондиций.

2001 год — появляется коллекция Shox — главный прорыв в области технологий с момента выпуска Air. Над специальной системой поддержки и пружинистой подошвой начал трудиться Билл Бауэрман. И только через 16 лет после начала работы бренд выпустил революционную обувь, в которой совершенно не устают ноги.

Бренд продолжает расширяться и в 2002 году покупает акции компании Converse. Бывший соперник по сегменту баскетбольных кед вливается в большую семью Nike.

2005 год — компания выпускает знаковую модель кроссовок Free Run 5.0, которая изменила отношение к бегу. Кроссовки разрабатывались совместно с физиотерапевтом, чтобы создать эффект босых ног.

2006 год — коллекция Air пополняется моделью Air Max 360 с невероятной амортизацией, дающей ощущение бега по воздуху.

2006 год - сотрудничество Nike с Apple. Цифровой гигант внедряет в кроссовки Nike датчик, который собирает данные о тренировке и помогает улучшить результаты. Впоследствии совместный выпуск смарт-часов и создание приложений для гаджетов.

2008 год — на рынок выходит коллекция обуви Flywire. Особенность кроссовок — невероятная легкость и прочность. Этому способствуют особые волокна, действующие наподобие стальных тросов и поддерживающие стопу там, где это необходимо. Технология снизила вес обуви на 18%.

2009 год — Nike представляет Pro Combat — революционную «дышащую» одежду с защитными элементами для максимального комфорта при занятиях футболом, баскетболом, крикетом, бейсболом.

Гигантская корпорация, включающая в себя несколько десятков успешных брендов, начиналась с идеи студента и состоялась благодаря верности спортивным традициям, постоянному совершенствованию технологий и любви к инновациям.

https://www.nike.com/

 

Развернуть
Наверх